Пятница, 29.03.2024, 07:39
Главная
Регистрация
Вход
DJ-FM.my1.ru
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Любимый предмет
Всего ответов: 217
Мини-чат
500
Суфизм в Азербайджане

Расположение Азербайджана на стыке основных торговых путей, объединяющих восток и запад, а также важное географическое, культурное и военно-стратегическое значение этого пространства, способствовало завоеванию этих земель с самых ранних периодов Ислама (20-22 г.х./641-643 г. по х.л.). Со временем Исламская религия была принята местным населением. Неоспоримым фактом является то, что суфизм был одним из самых воздействующих факторов в принятии Ислама местным населением. Если принять во внимание особенность воздействия на сердца людей миротворческое представление суфиев об Исламе, то станет очевидно, что во время принятия этой религии не применялось никакое насилие и таким образом мы осознаем важность суфизма.

Имеется целый ряд доказательств, указывающих на существование суфизма в Азербайджане с самых ранних периодов. Сначала нужно отметить то, что в некоторых источниках сообщается, что в Азербайджане находится могила Вейсала аль-Гарани (ум. в 675), который жил во времена пророка Мухаммеда (с) и который считается одним из важнейших личностей суфизма. Кроме того, в Книге-Деде Коркута, которая считается древним эпосом тюркских народов, встречаются мотивы, повествующие о суфизме. Изучение почитаемых святых мест (пир), могил, памятников и надгробных надписей показывает, что суфизм являлся одним из широко распространённых общественно-философских течений на данной территории. Исследователи, на основании эпитафий, обнаружили и установили центры суфийских организаций, их шейхов, и выявили поле влияния и хронологическую таблицу деятельности тех центров. Всё это говорит о влиянии суфизма в развитии Ислама в Азербайджане.

При обращении к источникам об истории суфизма в Азербайджане, становится ясно, что суфийские движения начали действовать здесь с X века. В книгах исследователей суфизма, посвящённых данному периоду, который называют «временем мистицизма», можно встретить имена азербайджанских суфиев. Ещё в ранние периоды развития суфизма, такие города, как Багдад, Куфа, Басра, а затем Нишапур сыграли важную роль в формировании мистических учений. Когда Шейх Абу Саид Абульхеир был руководителем суфитского общества в Нишапуре, вокруг него собрались такие видные азербайджанские суфии, как Ибн Бакуя Баба Кухи (ум. в 442/1050-51 г.) и его брат Хусейн Ширвани (ум. в 467/1074 г.), сыновья и адепты Абу Абдуллаха ибн Хафифа.

Согласно сведению историка Мухаммеда ибн Мунаввара, только в Ширване имелось более 400 обителей суфиев (ханега), которые распространяли учение Абу Саида Абульхейри. Ханегах его последователя, шейха Ширвана, Пир Хусейна расположен в 127 километрах от Баку. Все эти сведения доказывают, что территория Азербайджана является одним из первых мест, где были образованы обители для суфиев (такйе).

Вот имена некоторых первых суфиев, живших на территории Азербайджана:

Абу Хусейн Дундари-Ширази (ум. в 353/964), Хусейн ибн Яздиньяр, Абу Хасан, Абу Зура (ум. в 415/1024), Абу Аббас, Абу Саид Абдал Бакуви, Абу Аббас Ахмед, Ахи Фарадж Занджани (ум. в 457/1065), Баба Фарадж, Хаджа Мухаммед Хошнам, Саид Гасим оглы Бардави и т.д.

XII век считается началом периода тарикатов (дервишский орден). Примечательно то, что среди возникших в то время орденов, ведущее место занимали тарикаты, созданные азербайджанскими суфиями. Дело в том, что, начиная именно с этого периода, территория Азербайджана стала превращаться в центр дервишских орденов. Здесь возникли и распространились на весь исламский мир такие тарикаты, как хуруфизм, сухревердийа, захидийе, сефевийе, халветийа, а также ровшанийе и гюлшанийе, которые считаются ветвями халветийе и анатолийская ветвь суфийского движения Ахи. Кроме того, на территории Азербайджана были широко распространены такие тарикаты, как ясевийе и накшибендийе. Учёные подтверждают, что некоторые тарикаты и суфийские ордены, распространённые в исламском мире, имеют азербайджанские корни.

Например, организация Ахи, возникшая во время правления Аббаситской династии, начала находить сторонников на территориях, где был распространен Ислам. Поддерживающий эту организацию халиф Насир, хотел вновь урегулировать нарушенные общественно-политические отношения. Поэтому он поручил Шахабуддину Сухраверди написать книгу «Китабуль-футувват» и отправил в соседние страны послов. В Анатолии сельджуки положительно отнеслись к данному вопросу, и это способствовало формированию движения Ахи на этой земле. В это время, азербайджанец Шейх Насраддин Махмуд (ум. в 660/1262), известный как, Ахи Эврен, собрал воедино всех приверженцев движения Ахи на анатолийской земле. Он заимствовал свои первоначальные суфийские идеи в Хорасане и Маверунахре у дервишев из ордена Ясеви. В последствии Ахи Эврен встретился с Шейхом Авхададдином Кирмани и стал его мюридом. По мнению Ахи Эврена, тот, кто вступает в движение Ахи, должен обязательно обладать каким-нибудь ремеслом, т.е. ахи (брат, приверженец движения Ахи) - это тот человек, который обязался жить честным заработком. Куда бы ни шёл Ахи Эврен, он везде организовывал и собирал воедино ремесленников. Таким образом, он считается создателем организации Ахи в Анатолии, и был признан шейхом братьев движения той территории. Он является автором таких книг, как «Маталиуль-Иман», «Манахиджи-сейфи», «Табсиратуль-мубтади», «Тазкиратуль-мунтахи», «Рисалеи-арз» и т.д.

Движение Ахи также существовало в Азербайджане в XI-XV веке. Ахи Абульфарадж Занджани (ум. в 1062-1065), Сададдин Абульгасым Табризи (ум. в 1181), Ахи Мухаммед и Ахи Юсуф были суфиями этой организации. Слово «ахи» перед их именем очередной раз подтверждает это.

Другим суфийским орденом, распространённым в Азербайджане был орден Сухревердийа. Создатель ордена Абу Хафс Омар Шахабуддин Сухраверди (ум. в 632/1234) родился на юге Азербайджана, в Занджане. Начальное образование он получил в Багдаде, а мистическим учениям он обучился у своего дяди Абуннаджиба Абдульгахира. Источники отмечают, что он считался самым совершенным мюршидом во всех кельях в Багдаде. Он был назначен послом со стороны Аббаситского халифа, с целью укрепить отношения и сохранить мир с соседними мусульманскими государствами. Сухраверди написал на арабском языке книги, повествующие об основах мистицизма и суфийского ордена. В качестве примера можно привести следующие книги: «Иршадуль-муридин ва мадждут-талибин», «Агитату-арбабит-туга», «Аварифуль-маариф», «Фи баяни-таригиль-говм» и т.д.

Кроме этого в Азербайджане существовали суфийские ордены Ясевийе и Накшибендийе. Среди мюридов ясевитского ордена, который создал Ахмед Ясеви, были и азербайджанские суфии. В XIII веке приверженцы этого ордена были широко распространены во всём турецком мире и распространяли свое учение также в Азербайджане. В некоторых источниках сообщается, что учение ордена ясевийе было принесено впервые в Азербайджан Афшар Бабой. Гейикли Баба, который был одним из халифов Ахмеда Ясеви, тоже был азербайджанцем.

Начиная с XV века представители ордена накшибендийе начали распространять свои идеи в этом регионе. Такие суфии, как Нематуллах Нахчивани, Хаджи Неджмеддин Бергбаф, Абу Саид ибн Сунулах, Азиз Махмуд Урмави были адептами этого ордена. В это время в Азербайджане среди широких масс населения начали распространяться религиозно-философские идеи Шахабуддина Фазлуллаха Астарабади (Наими) (1339-1394), основателя ордена «Хуруфизма». В молодости Фазлуллах интересовался богословием, а в 18 лет его заинтересовали мистические учения. После того, как в 1386 году Фазлуллах объявил о своём учении в Тебризе, он начал распространять собственное мировоззрение в Исфахане. Благодаря религиозным беседам, он стал очень почитаемым лицом среди окружающих людей и в течение очень короткого времени вокруг этого нового течения собрались люди разных общественных сословий. Распространение нового учение беспокоило правящие круги и поэтому приверженцы этого ордена постоянно подвергались преследованиям.

Религиозно-философские взгляды Фазлуллаха отражены в его книгах «Джавидани-Кебир», «Аршнаме», «Мухаббетнаме», «Новмнаме».

В источниках отмечается, что хуруфизм распространялся в анатолийских землях благодаря Мир Шарифу и в основном великому азербайджанскому поэту Имамеддину Насими. Он одновременно был хуруфитским поэтом, и посредством своих стихов распространял религиозно-философские идеи этого течения. Однако литературный стиль и притягательность его стихов превратили его в одного из самых влиятельных поэтов азербайджанской литературы XV века.

После XVI века суфийские течения в Азербайджане начали слабеть как в результате религиозного и политического нажима, так и вследствие того, что не появились харизматические лидеры. В результате давления чиновников и духовных лиц, многие адепты различных суфийских орденов начали переселяться в Индию, Анатолию, Египет и прочие государства. Поэтому суфизм некоторое время начал переживать период застоя.

Однако, начиная с XIX века, суфизм вступил в новую стадию развития. В 1817 году Исмаил Ширвани, родом из Курдемира, получив в Багдаде разрешение у Мовланы Халида, вернулся к себе на родину и начал действовать здесь как шейх ордена накшибендийе. В 1826 году под нажимом русского правительства Исмаила Ширвани был выслан из Азербайджана. Накшибендийе стало распространяться по всему Кавказу последователями Исмаила Курдемирли, а также этот орден повлиял на формирование движения мюридизма, которое охватило весь этот регион. В качестве примера можно показать борьбу против русской власти, которую возглавляли Имам Гази Мухаммед и Шейх Шамиль.

Исмаил бек имел в Азербайджане таких халифов, как Мир Хамза Сеид Нигяри, Хас Мухаммед Ширвани, Хаджи Яхья бек Гутгашынлы, Мола Мухаммед Яраглы, Хаджи Махмуд Баба Курдемирли.

Во время советской власти в Азербайджане, суфийские движения подвергались преследованию из-за того, что противоречили официальной атеистической идеологии. Поэтому, на северо-западе Азербайджана, шейхи и мюриды ордена накшибендийе, считающиеся адептами Исмаила Курдемирли, подпольно продолжали свою деятельность.

Кроме упомянутых суфийских орденов, в Азербайджане действовали представители таких тарикатов, как галендерийе, бекташийе, мовлавийе, нематуллахийе, гадирийе, маламийе и т.д. Кроме того, в Азербайджане были суфии, которые не принадлежали ни к какому ордену. Например, Низами Гянджеви, Махмуд Шабустари, Шемси Тебризи были из таких суфиев.

в XVI веке в Азербайджане побывал Эвлия Челеби, который дал информацию о суфийских кельях (ханегах) и обителях (такке). В его записях упоминаются имена святилищ Шейха Ибрагима Ширвани, Дири Бабы из Маразы, Шейха Рзы Султана, Афшара Бабы. Как отмечают историки, в те времена купцами оказывалась огромная социальная помощь суфийским кельям и обителям. Купцы оказывали им помощь не только с религиозной точки зрения, но из-за того, что эти кельи имели огромное влияние и авторитет среди народных масс. Шейх, пользующийся огромным авторитетом, часто разрешал проблемы в пользу купца, которые не могли решить административные власти. Поэтому шейхи, в любое время могли собрать с купцов средства в пользу кельей или же могли вовлечь их в благотворительные работы, направленные на решение таких общественно—культурных вопросов, как строительство новых общественных зданий, ремонтно-восстановительные работы, проведение дорог или нового водопровода и т.д. Всё это очередной раз показывает, какую важную роль играли в политической и экономической жизни страны суфийские кельи и обители, а также возглавляющие их суфийские учёные.

Влияние суфизма на культуру можно наблюдать не только в архитектуре, но и в литературе. Первые суфии эпохи мистицизма выражали свои чувства и ощущения в форме кратких предложений. Ранние произведения суфийской литературы были написаны прозой на арабском языке. Начиная с XI века в суфийской литературе начал использоваться персидский язык, а с XIII века турецкий.

С XI века, мистическая литература начала играть важную роль в формировании классической литературы. Большинство классических поэтов средневековья тяготели к мистическим учениям. Начиная с этого века в стихотворениях, написанных на персидском языке, наблюдается возрастающее влияние суфизма. Создателем суфийской поэзии считается Абу Саид Абульхейр. В последующем, из среды суфийских поэтов, писавших на персидском языке, вышли такие гении, как Санаи, Аттар, Мовлана.

Азербайджан подарил исламской цивилизации величайших мыслителей и учёных науки, философии, искусства и т.д. Здесь жили и творили выдающиеся личности, занимающиеся суфийской литературой, которые внесли значительный вклад в данную область. Такие суфийские поэты азербайджанской литературы, как Бабакухи Ширвани, Низами Гянджеви, Махмуд Шабустари, Имамеддин Насими, Деде Омар Ровшани, Ибрагим Гюльшани, Шах Исмаил Хатаи, Мухаммед Физули, Абульгасым Набати, Хамза Нигяри создали бессмертные произведения. Бабакухи Бакуви был первым суфием среди азербайджанских мистиков написавшим диван. Иззеддин Гасаноглы тоже был одним из известных суфийских шейхов, который писал на азербайджанском языке.

В итоге нужно отметить, что суфизм распространился и оставил глубокий след в Азербайджане, как и в других мусульманских обществах, и всё это свидетельствует о социально-общественной значимости и важности его положения в жизни данных обществ. В настоящее время, существующее в Азербайджане святые места (пиры) и иные святилища, а также суфийские кельи, преодолев все преграды и бедствия истории, дошли до наших дней, увековечив своё имя. Суфизм в Азербайджане, повлияв на литературу, философию, этику, архитектуру, музыку, миниатюру и другие области, сформировал определённый образ жизни.

2.Почему Пророк Мухаммед (с) несколько раз женился?

Ислам, на протяжении всей своей истории, приобрёл себе не только друзей, но и нажил себе врагов, и это не удивительно, ибо его цели и задачи охватывают весь мир. На протяжении 14 столетий необоснованно подвергались нападкам и бессовестной клевете идеологические основы Ислама, его шариатские предписания, жизнь и деятельность пророка Мухаммеда (с) и его сподвижников. Эти критики были в основном высказаны так называемыми «западными исследователями», которые враждебно относились к нашей религии. Одна из таких бесстыдных критик заключается в том, что будто бы пророк Мухаммед (с) испытывал неимоверную страсть к женщинам. Злонамеренные лица, приводя в качестве довода число жён пророка, пытаются этим доказать, что будто бы он был (да прости нас Аллах) сладострастником.

Перед тем как ответить на эту бессовестную клевету, следует вкратце коснуться некоторых вопросов в качестве
предисловия:

1. Многожёнство пророка Мухаммеда (с) – это привилегия, данное ему Аллахом. В то время, когда рядовые мусульмане могли жить в постоянном браке только с четырьмя женщинами, посланнику Аллаха (с) было разрешено жениться с большим числом женщин, т.к. он отличался от рядовых мусульман. По мнению Замахшехри и прочих некоторых учёных, пророк Мухаммед (с) мог жить одновременно, в постоянном браке с девятью женщинами (несомненно, лимит до девяти – это не категорическое предписание, а всего лишь версия учёных).

2. Сведения в источниках относительно числа жён пророка Мухаммеда (с) – противоречивы. Покойный Мударрис Табризи пишет в последнем томе своей книги «Райханатуль-адаб», под заглавием «Уммуль-муминин», что существуют гипотезы относительно того, что у пророка было 11, 12, 15, 18 жён, даже есть версии, что у пророка было 21 или 22 жены. Как мы видим, в источниках приводятся противоречивые версии.

Известный историк Масуди, в своей книге «Муруджуз-захаб» (т.2, стр. 282-283) отмечает, что пророк Мухаммед (с) имел 15 жён. По его мнению пророк был в физической связи только с 11 жёнами, а с четырьмя не был. Масуди упоминает в своей книге имена только трёх жён – Хадиджы, Севды и Аишы, и даёт краткую информацию о них. Он сам признаётся в том, что дал подробную информацию о жизни всех жён пророка Мухаммеда (с) в другом своём произведении – в книге «Китабуль-авсат» - а в книге «Муруджуз-захаб» он удовлетворяется лишь упоминанием числа жён пророка.

В книге «Сирейи-Ибн Хишам», повествующей о жизни пророка Мухаммеда (с), говорится, что у пророка было 13 жён. По мнеию автора, пророк был в интимной близости только с 11 жёнами. Двое из этих одиннадцати жён (Хадиджа и Зейнаб бинти Хузейма) скончались при жизни посланника Аллаха. Вот имена этих одиннадцати жён: Хадиджа, Аиша, Севда, Зейнаб бинти Джахш, Умму-Салама, Хафза, Умму-Хабиба, Джувейрийа, Сафийа, Меймуна, Зейнаб бинти Хузейма.

А вот имена тех двоих женщин, с которыми пророк не вступил в интимную связь: Асма и Умра («Сирейи-Ибн Хишам», т.2, стр. 417-422, в пер. на пер. язык). В этой книге дана краткая информация о жизни этих 13 жён.

Другой известный историк Йагуби пишет, что пророк Мухаммед (с) имел двадцать одну или же двадцать три жены. Йагуби отмечает, что пророк вступил в физические отношения только с 13 жёнами. А остальные скончались либо после заключения брака, либо до брачной ночи, либо пророк развёлся с ними до брачной ночи. К списку 13-ти жён относятся 11 жён, которые упомянуты в книге «Сирейи-Ибн Хишам», а также Мария-коптянка и Умму-Шарик Газийа («Тарихи-Йакуби», в переводе на перс. яз., т. 1, стр. 452-455). Предполагается, что Йакуби упомянул в своей книге не только имена жён пророка, но и имена его наложниц, поэтому в его книге даётся список более 20 женщин.

Мударрис Табризи, в своей книге «Рейханатуль-адаб», в одной из перечисленных им версий повторяет список 11-ти жён, который был приведен в книге «Сирейи-Ибн Хишама». Аллама Табарси в книге «Иламуль-вара» причислил ещё 10 человек к 11 жёнам, и таким образом довёл общее число до 21 человека. По мнению Табарси, пророк Мухаммед (с) вступил в физические связи только с двенадцатью жёнами (те одиннадцать жён и Умму-Шарика).

Аллама Меджлиси также подтверждает последнюю гипотезу, приведённую в «Бихаруль-анваре», но указывает, что пророк не был в физической связи с 10 жёнами. Таким образом, по мнению Алламы Меджлиси, общее число жён посланника Аллаха (с) было 22 человека.

Нужно ещё раз отметить, что в некоторых книгах приводится большое число жён пророка по той причине, что авторы этих книг ошибочно относили к жёнам пророка его наложниц. Иногда, событие произошедшее с одной женщиной, относили к двум разным жёнам, а иногда из-за изменений точек и букв в имени какой-то жены возникало новое имя, и таким образом искусственно увеличивалось число жён пророка, отличное от действительности.

Сеид Хашим Хусейни, который перевёл на персидский язык книгу известного французского исследователя Густава ле Бона «Ислам и арабская культура», сообщает в своих коротких примечаниях, написанных на тему браков пророка Мухаммеда, что у него было 11 жён. Кстати, следует сказать, что несмотря на то, что Густав ле Бон (1841-1931) в упомянутой книге обстоятельно и объективно дал информацию относительно исламской культуры, он тоже клеветнически осуждает пророка в «сладострастии». Сеид Хашим Хусейни как переводчик беспристрастно относится к словам автора, но наряду с этим, он в форме примечаний указывает на те или иные противоречия в переводимой книге, заявляет своё несогласие с автором, убедительными доводами защищает нашу религию от необоснованных, клеветнических нападок.

Браки пророка Мухаммеда (с)

При исследовании причин и условий браков пророка Мухаммеда (с), мы должны в отдельности проанализировать 11 конкретных случаев. Ниже даётся краткая информация о жизни 11 жён пророка.

1. Пророк Мухаммед (с) до 25 лет был неженатым. Он заключил свой первый брак в 25 лет. Первой его женой была Хадиджа бинти Хувейлид из племени Курейша. Так как пророк Мухаммед был известен в Мекке своей честностью, Хадиджа предложила ему возглавить караван, который она собиралась направить в Сирию. Пророк Мухаммед (с) взял на себя руководство караваном Хадиджы, и вернулся из Сирии с большой прибылью. В это время Хадиджа посредством своих подруг сообщает пророку Мухаммеду (с), что она почла бы за честь стать женой такого честного человека как он, и через некоторое время посланник Аллаха (с) женился на Хадидже. Хадидже было 40 лет, когда она выходила замуж за пророка и до этого была два раза замужем. Первым её мужем был человек по имени Абу Хала, затем она развелась с ним, и вышла замуж за Атига. Хадиджа имела детей от них обоих. Достаточно отметить три пункта, чтобы показать превосходство почтеннейшей Хадиджы:

Во-первых, Хазрети Хадиджа первой приняла Ислам.

Во-вторых, она израсходовала всё своё богатство для того, чтобы помочь миссии пророка Мухаммеда (с), и таким образом она оказала мощнейшее содействие ради развития и распространения Ислама.

В-третьих, при жизни Хазрети Хадиджы пророк Мухаммед (с) не взял в супруги ни одной женщины, и до конца своей жизни с большим почтением вспоминал её имя.

2. Через некоторое время после кончины Хазрети Хадиджы пророк Мухаммед (с) заключил брак с Севдой бинти Зама, которая была из племени Курейша. До этого Севда была женой мусульманина по имени Сакран, и переселилась вместе со своим мужем в Эфиопию. По возвращении из Эфиопии муж Севды скончался. Оставшаяся в таких обстоятельствах без покровителя Севда, либо должна была вернуться к своим родственникам-язычникам, либо должна была остаться наедине с материальными и моральными трудностями. В первом случае она потеряла бы свою веру и вынуждена была бы стать язычницей. Во втором случает, она встретилась бы с голодом и нищетой. Пророк Мухаммед (с) женился на ней, дабы защитить эту верующую женщину от трудностей жизни.

3. По преданию, единственной девственницей среди жён пророка Мухаммеда (с) была дочь Абу Бакра – Аиша, все остальные были вдовами, когда выходили замуж за пророка. За два года до переселения в Медину, посланник Аллаха (с) обвенчался с Аишой. Ей в то время было 7 лет. Однако пророк некоторое время не вступал с нею в связь из-за её малолетства, и только когда ей исполнилось 9 или 10 лет пророк принял её как спутницу жизни.

Как известно, пророк Мухаммед (с) женился на Аише (р.а.) ради того, чтобы углубить отношения с Абу Бакром, ещё больше сблизить Абу Бакра к Исламу.

(Есть сведения насчёт того, что когда Аиша выходила замуж за пророка ей было больше 10 лет, и даже есть данные относительно того, что до пророка у неё был муж. Однако эти сведения противоречат многим историческим книгам, и поэтому им не стоит уделять внимания).

4. Четвёртой женой пророка была дочь Омара ибн Хаттаба (р.а.) – Хафса (р.а.). До пророка Хафса была женой человека по имени Хунейс. После смерти Хунейса Омар захотел выдать замуж свою овдовевшую дочь за достойного человека. С этой целью он обратился к своим самым близким друзьям – Абу Бакру и Омару. Однако они оба отказались от этого, и заявили, что не хотят жениться на Хафсе. Омар (р.а.) пожаловался об этом пророку. Пророк успокоив Омара, сказал: «На твоей дочери жениться человек, который превосходит Османа». Затем пророк заявил, что он сам хочет жениться на Хафсе, таким образом, во 2 или 3 году хиджры 21 летняя Хафса становиться «матерью верующих». Брак пророка с Хафсой также имел политическую причину (как и в случае с Аишой).

5. Пятой женой пророка была Зейнаб бинти Хузейма. Из-за безграничной щедрости и великодушия её звали «Уммуль-масакин» (мать бедных). После того, как погиб в сражении Ухуд муж Зейнаб, Абдуллах, пророк решил жениться на ней, дабы спасти эту благородную женщину от нищеты. Через несколько месяцев после замужества с пророком Зейнаб бинти Хузейма скончалась. Пророк сам совершил её панихидный намаз и похоронил её.

6. Двоюродный брат пророка Абу Салама погиб от смертельной раны, которую он получил в сражении Ухуд, в результате этого, его жена с четырьмя детьми осталась без главы семьи. Умму Салама вместе со своим мужем участвовала в переселении в Эфиопию и Медину. Все её родственники находились в Мекке. Вырастить четырёх детей на чужбине, в Медине было вне её возможностей. Поэтому пророк Мухаммед (с) женился на ней и проявил отцовскую заботу по отношению к её детям. Умму Салама прожила более 50 лет после смерти пророка, и всегда использовала своё влияние и свою способность на пути защиты Ахли-Бейта (а). Очень известно в истории её дружелюбное отношение с Али (а), Фатимой (а), Имамом Хасаном (а), Хусейном (а) и Зейнуль-абидином (а).

7. Посланник Аллаха (с) женил своего пасынка Зейда ибн Харриса на своей кузине (дочь тёти по отцу) Зейнаб бинти Джахш. Однако из-за тяжёлого нрава Зейнаб, семейная жизнь у них не была счастливой. Наконец, дело дошло до того, что Зейд получив разрешение у пророка, развёлся с Зейнаб. После этого, пророк сам женился на Зейнаб. До этого времени мусульмане думали, что не допускается жениться на бывших жёнах пасынков. Заключив брак с бывшей женой своего пасынка, пророк на себе продемонстрировал мусульманам, что только жена родного сына – запретна. Грязная клевета, написанная в некоторых книгах относительно этого брака является полным вымыслом. Согласно этой клевете, будто бы пророк влюбился в Зейнаб, когда увидел её купающейся, и после этого заставил Зейда развестись с ней. Подобные «предания» являются явной, бессовестной выдумкой и клеветой в адрес нашего пророка.

8. В 6 году хиджры мусульмане нанесли поражение племени Бани-Мусталиг, и после этого боя захватили много пленниц. Дочь вождя племени, Джувейрийя, стала наложницей мусульманина по имени Сабит. Джувейрийя заключила договор со своим господином, по которому она могла обрести свободу лишь после того, как выплатит по частям определённую сумму денег. Дабы оформить этот договор, Джувейрийя обратилась к пророку Мухаммеду (с). Как только наш пророк узнал про этот случай, он сразу же выплатил предусмотренную в договоре сумму, и таким образом освободил Джувейрийу. Затем, Джувейрийя, по собственному желанию, как свободная женщина вышла замуж за пророка.

После этого брака мусульмане освободили всех пленных из племени Бани-Мусталига. Они сочли, что неправильно держать в плену и заставлять работать как рабов соплеменников жены пророка. В итоге, в ответ на это благородство, всё племя Бани-Мусталига единогласно приняло Ислам и они стали мусульманами. Аиша (а) имея в виду это событие, сказала: «Я не видала человека, который бы принёс больше пользы, чем Джувейрийя».

9. Дочь бывшего ярого врага Ислама Абу Суфьяна, Умму Хабиба, приняв вместе со своим мужем мусульманство, переселилась в Эфиопию. В Эфиопии муж Уммы Хабибы отрёкся от Ислама и принял христианство, однако Умму Хабиба не подчинилась ему и крепко ухватилась за собственную веру. Наконец, после кончины её мужа, посредством уполномоченного лица, пророк обвенчался с Умму-Хабибой, которая в то время была в Эфиопии. По возвращении в Медину, Умму Хабиба присоединилась в ряды жён пророка. Эта набожная женщина подчинила Исламу все свои родственные узы, и даже очень холодно обращалась со своим отцом Абу Суфьяном.

10. После завоевания крепостей Хейбара, дочь вождя местных евреев Сафийя попала в плен мусульманам. Муж Сафийи был одним из аристократов Хейбара и погиб в сражении. Пророк Мухаммед (с), увидев влечение Сафийи к Исламу, освободил её. После того, как Сафийя приняла Ислам и стала мусульманкой, пророк женился на ней. Этот поступок ещё больше возвысил Исламскую религию в глазах некоторой части евреев.

11. В конце 7 года хиджры пророк женился ещё на одной женщине – Меймуне бинти Харисе. Меймуне была свояченицей дяди пророка, Аббаса. После того, как умер её муж, она осталась без покровителя, и изъявила желание выйти замуж. Пророк Мухаммед (с) принял её просьбу, и таким образом она стала «матерью верующих».

Что касается наложниц пророка, согласно распространённому мнению, их было всего трое. Самой известной среди них была Мария, которая была послана в качестве подарка египетским правителем пророку Мухаммеду (с). От союза между пророком и Марией родился ребёнок по имени Ибрагим, но он скончался в 10 году хиджры, когда ему было всего 18 месяцев.

Итог

Из вышеприведённых сведений относительно жизни жён пророка Мухаммеда (с) мы можем прийти к следующим заключениям:

Во-первых, посланник Аллаха (с) категорически не был сладострастником и падким на женщин. Ибо если бы у него были подобные черты, то они бы проявили себя в молодости. Тогда, как пророк Мухаммед (с) женился в 25 лет и до 50 лет жил только с одной женщиной, и кроме неё до этого возраста у него не было иной жены. В молодости он мог жениться на молодой и более привлекательной женщине, но он женился на вдове, которая была намного старше его, и это тоже очередной раз доказывает, что он выбирал будущую спутницу жизни не по внешней красоте и молодости, а по её вере и нравственности.

Во-вторых, несмотря на то, что у него в руках была власть и возможность, в последние 13 лет своей жизни пророк Мухаммед (с) не допустил даже одной малейшей ошибки, которая противоречила бы морали. Большинство женщин, на которых он женился были вдовами, да к тому же с детьми (кроме Аишы). Логично ли говорить, что человек, женившийся на вдове с детьми и оказавший отцовское благодеяние её детям, является сладострастником?

В-третьих, все браки нашего пророка, как видно из вышеприведённых примеров, были заключены либо по политическим, либо по социальным соображениям. Обвенчавшись с некоторыми женщинами, пророк ещё больше сблизился с их семьями и племенами. А с некоторыми женщинами пророк женился после того, как они овдовели и остались без покровителя или же попали в плен к мусульманам. Женившись на них пророк взял их под свою опеку и защиту, своей женитьбой он захотел защитить их честь и достоинство, проявить заботу по отношению к их осиротевшим детям. А в случае с Зейнаб, цель нашего пророка заключалась в том, чтобы показать мусульманам на собственном примере тонкости исламского шариата.

Сделав их своими жёнами, пророка Мухаммед (с) предоставил им возможность стать членами семьи пророка, которую все уважали и почитали, дал им возможность увидеть поближе образ жизни пророка и услышать из его благословенных уст сотни хадисов, которые они в последствии передали будущим поколениям. Жены нашего пророка – Аиша (а), Умму Салама (а), Хафса (а), Меймуне (а) и др.- считаются авторитетными повествователями хадисов. Они спрашивали у пророка шариатские вопросы, касающиеся женщин, и затем обучали этому других мусульманских женщин.

Женившись на них, пророк Мухаммед (с) спас их самих и их детей от голода и нищеты; дал им возможность, чтобы они до конца своей жизни жили достойно, в почёте и уважении, дал им возможность стать «матерями верующих» («уммуль-муминин»). Не приняв эту истину, клеветать в адрес нашего пророка является бессовестной несправедливостью.

Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Rambler's Top100 WWF Russia.


Web'te Türkçe


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz |
Bugün 1 ziyaretçi (3 klik) kişi burdaydı!
Link